четверг, 18 июня 2015 г.

Иркутск деревянный: предместье Рабочее

Есть у вас долгоиграющие планы, которым что-нибудь вечно мешает сбыться? У меня таких воз и маленькая тележка))) Один из них связан с походом на улицу Напольную, где согласно реестру об охраняемых памятниках, этих самых памятников не то чтобы пруд пруди,но около того) Так вот посмотреть на них я еще в прошлом году собиралась, но мой топографический кретинизм моя удивительная способность ориентироваться на местности заводила меня не туда. Хотя и там было на что посмотреть. И вот случайно, сопровождая учеников на экзамен и глядя в окно маршрутки, я вдруг осознаю, что вот же она - та самая Напольная! А рядом еще Ремесленная и Баррикад. А там такое!... И сегодня я по ним все-таки пробежалась с фотоаппаратом, хотя и солнце мешало делать нормальные снимки (надо же мне как-то оправдать свои кривенькие ручки-глазки))), и батарея фотика показывала, что она вот-вот прикажет долго жить, и карта памяти оказалась заполненной... Но все-таки что есть,то есть. Итак отправилась я пешочком по бездорожью ( в прямом смысле этого слова: дорогу там только начали класть) по улице Напольной.  Первые дома ничем сверх примечательным не отличались: бревна, из которых они были сложены, указывали на преклонный возраст,но особого богатства наличников и резьбы попадалось мало. Предместье-то Рабочее - дома ремесленников особой пышностью не отличались.


У этого дома № 61 резьба сохранилась неплохо, хотя у меня вызывает сомнение, что он отметил вековой юбилей. Дом этот угловой. А старые угловые дома имели особую архитектуру. Покажу позже, и вы все поймете.

 А вот дом №55 выглядит солидней: его бревна повидали не одно правительство) Наличники этих домов венчает лобань треугольной формы. Она олицетворяла собой небосвод. 55-ый дом по-сибирски высоченный, хотя это типичная одноэтажка. Я имею в виду, что он не притворяется ею (сибиряки строили хитрые дома - полуторки: одни этаж по фасаду, а во дворе 2 этажа. О том, как это и почему, я писала в ранних постах об Иркутске. Кстати, заметили, как за 100 лет изменилось понятие о полуторке?) Это совсем не квартирка в хрущевке.
 А вот он - дом, типичный для тех, кому повезло стоять на пересечении двух разных улиц: как будто не желая обидеть ни одну из них, хозяин строил дом с короткой стеной,которая под углом выходила на обе улицы. И именно здесь был парадный вход в дом. Можно увидеть его очертания, но ни козырька, ни крылечка с балясинками ( ну, хочется мне , чтоб так было!), увы, не сохранилось.... Но сам-то дом какой интересный!


 Накладная резьба на лобанях наличников прилично сохранилась, а вот угловым доскам так не повезло.
Дальше идет целый ряд непритязательных домиков, но покажу их: есть в них какой-то особый шарм.
Дом 45, строенный в лапу.





Напомнили они мне детство, когда летом , бывало, жили в доме, доставшемся от прадеда: на улице июльское пекло, а в доме прохладно, и такое удовольствие шагать босиком по широченным крашеным половицам...
 "А где же памятники?" - спосите вы. Увы, я не знаю, что вам ответить: среди объектов культурного наследия Иркутской области значится шесть домов с улицы Напольной: дома № 32, 8,7,6, 3, 2, датированных от 1880-г года. А вот поди ты... Был там еще один дом, претендующий на это звание, но слишком высок забор вокруг него. Придется еще раз вернуться и перепроверить. А пока вот такое диво:



И как вам такое чудо: теремок-то явно поменьше полувека стоит, но вот навершия наличников точно достались ему по наследству... От кого? Надеюсь, это не все, что осталось....
 А я, следуя за трамвайными путями, сворачиваю на улицу Ремесленную. Здесь признаны памятниками 3 дома: №3, 33 и 37. Может, здесь повезет?.. Хотя определенное везение здесь все-таки было: появилаясь дорога, да не просто дорога, а новенький, еще не остывший асфальт вместе с рабочими, его укладывающими. Между ними, кстати, не было никакого единства: одни боялись попасть в кадр, другие явно на этом настаивали... Мужская логика - это тоже логика, и она имеет право быть))))
 Итак сразу на повороте с Напольной на Ремесленную меня встретил вот этот дом:



И сразу - везение: это же тот самый 37! Хитрая полуторка: но втором фото хорошо видно, как хозяин пытался обойти запрет о строительстве домов большей этажности - положено по фасаду 1 этаж - нате!  Так вот этот жилой дом ( так в реестре  записано) относится ко второй половине XIX века! А неплохо сохранился!
 Но я же вас предупреждала, что с этим походом все не так просто и дальше я вынуждена взять паузу, потому как фотоаппарат окончательно потух и требует подзарядки! Так что продолжение следует! А там - дальше - еще много чего вкусного!

3 комментария:

  1. Последний - полуторка, а предпоследний - трехэтажка!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это да - умели у нас начудить! Вот в следующем посте дом №3 по улице Ремесленной считается одноэтажным - умора!

      Удалить
    2. Очень интересно вас читать! Подробное описание домов радует! Скажите, а вы есть в инстаграме?

      Удалить