воскресенье, 30 июня 2013 г.

Орхидеи ...в Сибири

Орхидеи, в моем понимании, - самые экзотические цветы, место которым в жарких тропиках, оказывается, растут и в Сибири... Да еще как растут! Да еще какие!
Самые красивые, наверное, те, что в детстве мы называли кукушкиными сапожками или венериными башмачками и не задумывались об их благородном происхождении. Хотя уже тогда почему-то стеснялись рвать их в букеты. Помню, как в июне 1989 (это же сколько лет прошло!!!) после выпускного (их тогда балами не называли, просто - "выпускной") мы отправились в поездку на р. Белую, и там случайно нашли большую куртинку (тогда мы таких научностей не знали и говорили "куст") кукушкиных башмачков. По большому секрету водили любоваться ими только "проверенных" людей, строго наказывая: "Только не рви!" Чувствовали, наверное, его особенность.
Сейчас я знаю, что это чудо называется башмачок крупноцветковый, или Cypripedium macranthon. Вот такой:


Вот именно за этот цветок я очень-очень рада. Растет он в лесочке возле дома, что называется "под боком". Только близость к людям не всегда им на пользу. Вот и в этом году кто-то, кому название здесь давать не хочу, пустил пал там, где росли 3 куртинки этих чудных башмаков. Я в шоке ходила по пепелищу. А сегодня вот увидела его! Не хочется думать, что он здесь последний из могикан.
А вот этот забавный башмачок пока радует даже полянками.
Это башмачок капельный или пятнистый, по латыни  Cypripedium guttatum. В отличие от крупноцветкового пока не попал в Красную книгу. Но тоже редкий. И такой любопытный, очень похож на детеныша-несмышленыша))

Еще один башмачок в нашем лесу не растет, хотя раньше, скорее всего был. Этими я любуюсь, когда езжу на дачу - там в лесу растут. Это башмачок известняковый (Cypripedium calceolus ).


Особенно мне нравятся такие, как на последнем фото, с завитыми "усами")) Помню, когда первый раз увидела этот башмачок -обалдела, настолько они невероятные)
Есть у нас еще башмачки вдуткоцветковые и разные их гибридные формы. Но фото пока не сделала. Вот если в ближайшие дни на дачу отправлюсь...
Но зато есть у нас и другие орхидеи, тоже самые настоящие) Возвращаемся в наш лес. 
Это различные пальчатокоренники.
 Вот этот, я думаю, пальчатокоренник Фукса. У него и листва необычная - крапчатая.


На его лепесках узор словно тонким пером прорисован.
А еще вот такой пальчатокоренник:


Если я не ошибаюсь, то это  пальчатокоренник мясокрасный - Dactylorhiza incarnata. Назвали, наверное, за яркий цвет. Во всяком случае, среди виденных мной орхидей,  у нас эта самая яркая.
А это  ятрышник шлемоносный. Тоже хорош)

 



И белая красавица - любка двулистая:


Если что напутала с названиями, надеюсь, специалисты меня поправят. Я кстати, такую просьбу оставила на сайте "Цветочный Иркутск". А там настоящие ботаники встречаются (в прямом и переносном смысле), даже кандидаты наук))
 Еще жду, что подскажут, как прозывают вот эту орхидею:

 Листочки-то у него какие - леопардовые))
 А пока я жду их ответа, покажу вам еще несколько фото:








5 комментариев:

  1. Марина Максименко9 июля 2013 г., 10:26

    Ольга это тоже пальчатокоренник мясокрасный - Dactylorhiza incarnata. Но я не могу быть точной, специализация по видовым орхидным Приангарья у Быченко Татьяны Михайловны ( кафедра биологии пединститута).

    ОтветитьУдалить
  2. Марина Леонидовна, спасибо! Так и запишем)))

    ОтветитьУдалить
  3. Какая красота)
    С огромным удовольствие побродила по таким чудным местам!
    Цветы - это моя слабость ...а цветы в дикой природе - это так здорово)))
    Спасибо за свежий ветерок ...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Леночка, очень рада, что понравилось)

      Удалить
  4. Не могу не похвастаться, уж простите) Сегодня я получила письмо следующего содержания: "Ольга, добрый день!

    Меня зовут Виктория, я являюсь членом Сибирского Общества Любителей Орхидей (СОЛО).
    Сейчас на нашем сайте http://www.sibolo.ru/ мы начали развивать тему произрастания орхидей в нашем крае.
    Привлекли уже Т.М.Быченко, она готовит подробное описание каждой орхидеи для размещения на нашем ресурсе, также готовим с ней курс лекций, посвященных Орхидеям Прибайкалья.
    В интернете нашла Ваш блог и статью Орхидеи ...в Сибири. Очень красивая и красочная статья. Хочу Вам предложить разместить ее на нашем сайте, если предложение Вам интересно, будем очень рады!"
    Так что теперь это материал есть еще и здесь: http://www.sibolo.ru/forum/viewtopic.php?f=31&t=103

    ОтветитьУдалить